censorship

РосКомБеспредел

Данный текст рекомендуется к прочтению представителям всех интернет-провайдеров РФ.

Преамбула

Сегодня зашел на сайт своих старых «друзей», Енисейского управления Роскомнадзора, и сильно огорчился, увидев там следующую новость:

По результатам мониторинга, проведенного Енисейским управлением Роскомнадзора, на предмет осуществления операторами связи ограничения доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» составлены и направлены для рассмотрения в суды протоколы об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)), в отношении операторов связи ООО «Классика-сервис», ЗАО «Современные технологии связи».

http://24.rkn.gov.ru/news/news58775.htm

Ситуация 1 в 1, как ситуация, имевшая место быть на моей прошлой работе. И сейчас, судя по всему, пришло время вытащить её из-под ковра.

Немного истории

Я работал системным администратором в небольшом интернет-провайдере небольшого города. У нас, как и везде, давным давно была реализована фильтрация по IP адресам из реестра запрещенных сайтов. Однако же, у местного управления РКН внезапно возникли к нам претензии. Причем, в нарушение их же регламентов.

Мы были авторизованы в реестре. Фильтрация у нас осуществлялась путем добавления адресов из реестра в таблицу фильтрации на пограничном маршрутизаторе. Стоит отметить, что адреса для этого мы брали с гитхаба (https://github.com/zapret-info/z-i/blob/master/dump.csv). Просто потому, что брать их оттуда намного проще, чем брать из оригинального реестра (о чем я уже писал). Что в конечном счете и испортило нам статистику в ЕАИС Реестра.

Местный РКН заявил, что раз у нас было всего 2.4% запросов к реестру, то и фильтрацию мы не осуществляли. Что, конечно, не соответствовало действительности. Поскольку даже 100% статистика запросов к реестру не говорит о том, что фильтрация в действительности осуществлялась.

Единственным доказательством, как нам заявляли, «нарушения закона», была вот эта бумажка:

rsoc_monitoring_protocol

Вот так, легко и просто, не выходя из своего кабинета, некто С.И. Ефимович за 10 минут провел проверку и решил НАКАЗАТЬ, выписав на её основе протокол об административном правонарушении.

sledovatelno

Правда, как выяснилось в дальнейшем, к реальной проверке эта бумажка не имела никакого отношения. Не говоря о том, что протокол был выписан неправомерно.

Очень удивившись, получив такой нежданчик, я обратился к заместителю руководителя Роскомнадзора, Максиму Юрьевичу Ксензову. Который с моими доводами согласился:

ksenzov

Не знаю, что именно Максим Юрьевич и куда запустил, однако дело уже находилось в арбитражном суде и никуда оттуда не делось. Как никуда не делась и порочная практика неправомерной, но показательной порки провайдеров рублем.

Буква закона

Как же НА САМОМ ДЕЛЕ должна осуществляться проверка, действительно ли провайдер блокирует сайты из списка?

Проверка операторов связи на предмет ограничения доступа к сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию

46. Проверка операторов связи на предмет ограничения доступа к сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, осуществляется территориальными органами Роскомнадзора в рамках проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю (далее – мероприятия по контролю).
47. В ходе проведения мероприятий по контролю территориальными органами Роскомнадзора выявляется наличие у операторов связи программно-аппаратного оборудования, необходимого для ограничения и возобновления доступа к запрещенной информации.
48. При проведении мероприятий по контролю также устанавливается наличие установленных оператором связи фильтров на пограничном маршрутизаторе и правил фильтрации IP-адреса с целью блокирования сетевого адреса (сетевых адресов), включенных в единый реестр.
49. Результаты проведенных мероприятий по контролю оформляются актами и размещаются руководителями территориальных органов в ЕИС Роскомнадзора.

Временный регламент исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»

http://eais.rkn.gov.ru/docs/Reglament.pdf

Таким образом, мероприятие по контролю не может проводиться иначе, чем в форме плановой или внеплановой проверки (мероприятия по контролю). Расписание плановых проверок публикуется на сайте РКН.

Что же говорит закон о плановых и внеплановых проверках?

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

http://www.rg.ru/2008/12/30/prava-kontrol-dok.html

Таким образом, плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года. А внеплановая выездная проверка, проводится ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОДОБРЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРОКУРАТУРОЙ. Есть еще внеплановая документарная проверка, но она тут вообще не при делах.

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Таким образом, позиция Роскомнадзора «мы сегодня после очередного чая заглянули в нашу базу, вы редко выгружаете реестр, а значит — не блокируете, мы вас сейчас оштрафуем на 30 тысяч, а потом и лицензию отберем» не выдерживает никакой критики.

Что делать?

Вновь обратимся к 294-ФЗ:

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) статьи 10 настоящего Федерального закона;

Налицо массовое, грубейшее нарушение территориальными управлениями Федерального Закона. Не бойтесь бороться за свои права.

Так, например, арбитражный суд отклонил иск Енисейского управления РКН к провайдеру, где я работал:

Изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что на их основании невозможно сделать вывод о наличии события вмененного обществу правонарушения, так как административным органом фактически не установлено осуществлялась ли ООО «СигмаТелеком» блокировка сайтов, доменные имена, указатели страниц и сетевые адреса которых содержатся в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» и все ли сайты, содержащиеся в реестре фактически заблокированы ООО «СигмаТелеком»

Руководствуясь статьями 167 – 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

отказать Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в удовлетворении требований о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СигмаТелеком», зарегистрированного в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным № 1022400558124, расположенного по адресу: г. Сосновоборск, ул. Ленинского Комсомола, 28, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело № А33-15469/2013

Лично я сейчас, хоть и не имею отношения к провайдингу, но все-таки готовлю обращение в краевую прокуратуру на действия Енисейского управления Роскомнадзора. Копию зашлю Ксензову и Никифорову, пусть почитают на досуге.

UPDATE:
А вот список провайдеров, которых к административной ответственности все-таки привлекли. И это один только Красноярск и пригороды.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская сеть» (ИНН 2460044681, ОГРН 1022401786054)
http://ras.arbitr.ru/PdfDocument/04bac22a-d96e-4762-8a54-07e96cab67f6/%D0%9033-15465-2013__20131023.pdf

общество с ограниченной ответственностью «Северные компьютерные сети» (ИНН 2457064423, ОГРН 1072457003948)
http://ras.arbitr.ru/PdfDocument/91d41e6e-2cc6-49bc-ad36-3359020d4a75/%D0%9033-15463-2013__20131030.pdf

Общество с ограниченной ответственностью «ТелекомСервис-УНИК» (ИНН 2463076120, ОГРН 1062463001083)
http://ras.arbitr.ru/PdfDocument/91f2a821-7f35-4fa4-92b5-d37272bac812/%D0%9033-15467-2013__20131031.pdf

Общество с ограниченной ответственностью «Алеста» (ИНН 2404012809, ОГРН 1092404000303)
http://ras.arbitr.ru/PdfDocument/aff0939d-45de-4472-844b-0131103ef69b/%D0%9033-15460-2013__20131031.pdf

Общество с ограниченной ответственностью «Девятка.ru» (ИНН 2452029993, ОГРН 1052452003306)
http://ras.arbitr.ru/PdfDocument/3ba220be-fe64-4f0b-b3d6-3300b3d1ecac/%D0%9033-15461-2013__20131101.pdf

Закрытое акционерное общество «Территориальное производственно-техническое управление связи «Енисейнефтегаз» (ИНН 246679320, ОГРН 1022402654988)
http://ras.arbitr.ru/PdfDocument/3b813086-c8cb-4038-9f0f-8a1fbd069a94/%D0%9033-15470-2013__20131121.pdf

РосКомБеспредел: 12 комментариев

  1. Все это по русски называется ментальным онанизмом. Сам закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, есть ни что иное, как скрытая реклама синтетических наркотиков и психотропов среди детей и подростков. РЕЕСТР ЗАПРЕЩЕННЫХ САЙТОВ звучит очень привлекательно именно для детей и подростков, т. к. они всегда стремятся посмотреть на то что запрещено, на то, что от них скрывают. Неспроста посещаемость сайтов и форумов, содержащих информацию о наркотиках, возрастает в разы, после того, как ресурс попадает в реестр.

  2. На самом деле авторам закона совершенно на..ть, на всю эту вредную информацию. Подобные законы пишутся, не для того, что бы кого-то от чего-то защитить, а для того, что бы срубить дополнительные деньги с операторов связи, впаривая им электронные подписи, собственно поэтому связьнадзор и озаботился выгрузками реестра. На самом деле блокировки, устанавливаемые провайдерами не могут обойти только дикари из гос. думы.

  3. Срубить бабло на электронных ключах это как-то мелко.

    Скорее иметь рубильник (хотя бы пробный) к регуляции инета, вот это да, это вполне реальный план.

    1. Таким рубильником только от умственно отсталых что то закрыть можно. А по поводу бабла, так эт ток на первый взгляд мало (сами суммы маленькие, но если их помножить на количество операторов выйдет очень даже ничего). Да к тому же «заработанные» деньги не на всех депутатов делятся.

  4. Таким рубильником только от умственно отсталых что то закрыть можно.
    А Вы думаете большинство в стране — умственно продвинутые, чтоли? :)

  5. What’s Happening i’m new to this, I stumbled upon this I have discovered It positively helpful and it has aided me out loads. I hope to contribute &amp help other users like its helped me. Good job.

  6. ПЕДЕРАСТИЧЕСКИЙ УЕБИЩНЫЙ БЛЯДСКО-ЕБАНО-ХУИННЫЙ ГОВНА КУСОК: «Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ»!!!! ПУСТЬ ЗАБЬЮТ ЕГО СЕБЕ В СРАНЧО!!! И ЗАЛЬЮТ ПАРАФИНОМ, КРЫСЫ!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *